• Главная » Основы композиции » Что за «зверь» такой?..

    Что за «зверь» такой?..

    Композиция в станковой живописи.

    Композиция — основа творческого мастерства.

     

    Композиция, без преувеличения, наиважнейшая дисциплина в искусстве. История композиции берёт начало задолго до появления изображения как такового. Произведение искусства — это, скорее, уже кульминационный этап, этап превращения композиции в научную дисциплину.

    Со времён пещерной живописи выведена, изучена, обоснована ни одна сотня законов, постулатов, аксиом, правил и исключений, известных как законы композиции.

    И, тем не менее, этот «зверь» как и прежде не уловим, каждый раз разный, неповторимый и непредсказуемый, пронизывающий собой, буквально, всю человеческую деятельность.

    Однако ограничимся композицией визуального, не вдаваясь в дебри её распространения на всё окружающее, чтобы не поддаться соблазну свести многообразие к одному единственному понятию. Сойдёмся на том, что композиция — это определённая организация пространства, вне зависимости от того, какие цели при этом преследуются.

    И так, вернёмся к классике жанра…

    В основе всякого изображения, архитектурного, скульптурного или ландшафтного объекта лежат определённые принципы композиции. Любой вид изобразительного искусства подчинен законам композиции:

    • графика или графический дизайн;

    Шрифтовая композиция - грвфический дизайн.

    Шрифтовая композиция.

    • станковая живопись или монументально-декоративное искусство:

    Абстрактная композиция - картины художников-супрематистов

    В.Кандинский. Композиция VIII.

    • дизайн интерьера и ландшафтный дизайн;

    Законы композиции в ландшафтном дизайне

    Ландшафтные композиции.

    • скульптура или архитектура;
    • фотография или кинематограф;
    • дизайн одежды и прочее, прочее, прочее

     

    Шабаш искусств и законы композиции.

     

    Правомерно задаться вопросом, откуда взялись эти пресловутые законы, принципы и правила композиции?..

    Как ни странно, эти законы внутри нас… Композиция — это свод понятий, выведенный на основе изучения особенностей человеческого восприятия для целенаправленного воздействия на это самое восприятие.

    Композиция - ассоциативное воздействие на восприятие

    Пёсий стол.

    В этом легко убедиться, на примере того, как совершенно, казалось бы, разные люди сходятся во мнении на то, что красиво, а что уродливо. Обратная же сторона этого явления — возможность формировать вкусовые приоритеты, задавать, так сказать, моду. В этом, точно направленное визуальное воздействие приводит к цели быстрее, чем что-либо другое.

    В этой связи, уместно вспомнить классика, властителя «ума, чести и совести» минувшего века, заявившего ещё на заре кинематографа:

    «Кино для нас — первейшее из искусств!»

    Заметьте, ни книга, ни звук, тогда ещё, кстати, кино было немым, а именно визуальный образ.

    Законы композиции и особенности зрительного восприятия

    Оптические иллюзии.

    Зрительный канал — наш главный орган восприятия, через который поступает около 80% всей информации. Визуальное восприятие, как и воздействие на него включает целый комплекс процессов от физиологии зрительных органов до психологи и социального окружения, исторических традиций, воспитания, вкусовых предпочтений и прочего.

    Разбирать тонкости этих связей не входит в мои планы. Да, это и не нужно…

     

    Зачем художнику нужна теория композиции?

     

    Законы композиции, являясь в теории достаточно сложным сводом правил, на практике доступны любому человеку, даже не догадывающемуся о существовании такого понятия как композиция.

    Внутреннее чувство композиции присуще каждому.

    Цветочная композиция.

    Связано это с тем, что правила композиции подстроены под особенности человеческого восприятия, поэтому чувство композиции совершенно естественно и присуще каждому.

    По этой причине, при создании художественного произведения (картины или рисунка) важно опираться, именно, на внутреннее чувство композиции, то есть на собственные внутренние ощущения. Проще говоря, нравиться, не нравиться — главный критерий.

    Однако следует знать, что этот способ, в чистом виде, имеет существенный недостаток. Он больше подходит зрителю, задача которого созерцать. Исключительно, на основании своих вкусовых предпочтений, последний может выносить довольно точные оценки и суждения без знания какой-либо теории композиции.

    Ритм в композиции - динамика в статической картине.

    П.Брейгель «Притча о слепых».

    Но человек, взявший на себя труд творца, должен двигаться зряче.  По сути, он обязан, точно знать, какого воздействия желает добиться, чтобы из всей массы вариантов, выбрать наиболее эффективный для решения поставленной задачи.

    И, здесь, теория композиции — просто, не имеющий аналогов инструмент… Его изучением, настройкой и способами применения на практике мы займёмся в следующих статьях этой рубрики.

    А на сегодня новостей больше нет…

     

    БЕСПЛАТНАЯ КНИГА

    Картина маслом или как разбудить в себе художника?

    Книга об основах рисования красками для начинающих художников.

    несколько простых шагов по раскрытию и реализации своего творческого потенциала

    для того, чтобы бесплатно получить книгу введите данные в форму подписки и нажмите кнопку "Получить книгу"

     
    Ваш e-mail: *
    Ваше имя: *
     

    VitoM-in
  • комментария 4
    Основы композиции
    • Рекомендуем прочесть похожие записи

    • Хороший сайт!
      Главное — полезная информация!
      Определенно — нравится!!!

      • Вынужден согласиться, внешний вид сайта оставляет желать лучшего!..
        За поддержку спасибо!

    • Мне очень нравится Ваш сайт, поэтому я дарю Вам Кубок Признания! Заходите ко мне и получите его! Не нарушайте традиции!
      Подробности на моей страничке — Кубки признания, награды.

      • Премного благодарен, Николай, за поддержку!
        Традиции чту!
        Отправляюсь к Вам за подробностями!
        P.S.
        Признаться, я смущён.