• Главная » История искусств » Об «искусственных» заблуждениях…

    Об «искусственных» заблуждениях…

    Фотореализм в живописи.

    Фотографичное рисование — ошибки начинающих художников…

     

    … Расставим точки над «И» в вопросе, чем отличается творчество художника вернее, его результат – рисунок или живописная картина от фотографии. Эту разницу важно понимать, поскольку главным камнем преткновения, о который разбиваются надежды и вера в собственные силы начинающего художника, является стремление добиться фотографической точности изображения.

    Осознание того, что художник имеет в своём распоряжении совершенно иные изобразительные средства, нежели те, которыми располагает фотограф, поможет начинающему избежать этой распространённой ошибки.

     

    Изобразительные средства — оружие художника!

     

    Возможности и особенности имеющихся у художника изобразительных средств предполагают особый подход к созданию изображения. Каждый материал для рисования обладает определённым набором свойств, которые он может дать художнику. Не больше, но и не меньше…

    Беспредметная живопись - возможности материала.

    Абстракционизм — Герхард Рихтер

    Овладение всем спектром возможностей конкретного материала для начинающего художника сродни расширению словарного запаса для писателя. Чем он больше, тем богаче речь, тем интереснее читать. Средства изобразительного искусства — это «словарный запас» художника.

    Потому новичку чрезвычайно важно на первых порах пойти верной тропой и сконцентрироваться, именно, на овладении материалом, на практическом изучении его свойств и возможностей, а не на абсолютной точности в передаче натуры.

    Рисование и срисовывание — два полярных подхода создания изображения. Рисование — это анализ увиденного, срисовывание — это копирование. Не умаляю значение последнего для начинающего, когда он только учится рисовать.

    Срисовывание — необходимый этап, во всяком случае, для обретения уверенности в себе. Однако, закрепившись, привычка срисовывать таит в себе определённую опасность — уход в подражательство.

    Тем не менее, подражание как метод обучения рисованию имеет право на жизнь. Главное преимущество этого метода — возможность быстро получить результат.

     

    Творчество и подражательство в обучении рисованию.

     

    Изобразительное искусство в своей истории знает массу примеров Западных школ живописи, в основе обучения которых лежало подражание. Например, подавляющее большинство живописных школ и мастерских Эпохи Возрождения основывались на этом методе обучения.

    Да, и русская иконописная традиция полностью построена на подражании. А с учётом каноничности иконописи, возможность каких-либо авторских трактовок в процессе создания изображения сведены к минимуму. По завершении обучения новичок становился готовым мастером-иконописцем (богомазом).

    Иконопись - техника темперной живописи по левкасу.

    Георгий Победоносец — Московская школа.

    Правда, один мастер от другого не сильно отличался. Исключение составляли редкие уникумы, которые в последствии организовывали собственные школы и направления… И, само собой, пополнили своими именами анналы истории искусства. Все остальные мало кому известны.

    Как бы там ни было, упомянутые школы и мастерские живописи как русские, так и европейские в процессе обучения уделяли самое пристальное внимание технике и технологии создания изображения, то есть овладению материалами рисования и живописи.

    Прежде чем начать рисовать, ученик мог многие месяцы изготавливать краски и другие художественные материалы, лишь наблюдая за работой мастера и старших подмастерьев. По сути, это был этап освоения свойств и возможностей  материала.

    И так, в самом подражании ничего плохого нет. Это, всего лишь, один из вариантов обучения рисованию. Но, зачастую, подражание, в том числе, и натуре сводится для новичка к борьбе с материалом и отказу от использования его уникальных свойств и качеств при создании изображения.

    Фотореализм в живописи.

    Фотореализм — Григорий Майофис.

    Картина, как бы фотографично она не была исполнена, всегда некое представление автора об изображаемом объекте – образ того или иного объекта, если хотите, авторское «видение» объекта рисования — предмета или явления.

    Появление новых технологий и материалов существенно скорректировало пути в развития изобразительного искусства в целом и повлияло на изобразительное творчество художников. Авторское видение, самобытность и уникальность — девиз современного искусства.

    Однако, не смотря на все новшества, выработка этого самого авторского видения и уникальности, как и прежде, зиждется на трёх «китах»:

    • 1. На изучении натуры в процессе рисования;
    • 2. На овладении материалом, которым художник рисует или пишет;
    • 3. И на творческом вдохновении — интересе, даже, пожалуй, страсти к самому процессу создания изображения.

     

    О важности творческого использования возможностей материала при рисования.

     

    Стоит пояснить, почему в изобразительном творчестве важно следовать трём выше перечисленным принципам…

    Натура — единственный неисчерпаемый источник новых идей и вдохновения. В изобразительном искусстве значение натуры исключительно, даже для абстракциониста, как бы странно это ни звучало.

    В свою очередь, овладение всеми возможностями материала, будь то краски, карандаш, уголь или что-либо ещё, позволяет художнику найти и выработать неповторимый, уникальный авторский стиль. И это второе крыло для свободного полёта фантазии при реализации творческих замыслов.

    Без знания возможностей материала, без умения использовать их при создании изображения, начинающий, попросту, ходит по кругу никуда не двигаясь. Постепенно, теряя желание рисовать, укрепляется в мысли, что он не достаточно талантлив.

    В отсутствии наставника, начинающий художник, обычно, даже не замечает, что идёт не тем путём. Не понимая, что причиной его неудач является незнание свойств и возможностей материала, которым он рисует, а, вовсе, не дефицит таланта к рисованию или живописи.

    И последнее в приведённом выше списке, но первое по своей сути и значимости в любом виде творчества — это вдохновение. Это как раз то, что сподвигает на творческий полёт, возбуждает, своего рода, азарт творчества, внутреннее горение, которое не позволяет остановиться на достигнутом и даёт силы для постоянного совершенствования.

    Все эти три основы не отделимы одна от другой. Они существуют, имеют смысл и приносят результат, только в единстве. Но важнейшим из этой триады на начальном этапе является овладение изобразительными возможностями материала.

    Вот, такое, в некотором роде, философское эссе а-ля «что есть истина?» получилось… Обещаю, не частить подобными публикациями на блоге и в ближайшее время посвятить ряд статей основам практического рисования и живописи.

     

    БЕСПЛАТНАЯ КНИГА

    Картина маслом или как разбудить в себе художника?

    Книга об основах рисования красками для начинающих художников.

    несколько простых шагов по раскрытию и реализации своего творческого потенциала

    для того, чтобы бесплатно получить книгу введите данные в форму подписки и нажмите кнопку "Получить книгу"

     
    Ваш e-mail: *
    Ваше имя: *
     

    VitoM-in
  • Комментариев нет.
    История искусств
    • Рекомендуем прочесть похожие записи
    • Ортега

      Натурализм — что это?

      Натурализм в изобразительном искусстве.   В статье «Об «искусственных» заблуждениях» я затронул такое течение в искусстве как фотореализм. В продолжение темы уместно коротко коснуться его ...
    • Lodka

      На чём и чем рисуют?

      На чём только ни рисуют художники!..   Какие материалы использовали как основу для рисования? На чём рисуют художники? На чём создавались произведения живописи и графики ...